Ирина Моисеева: «Конкуренция на рынке АЗС будет еще жестче, а сервис — более персонализированным»
30.08.2013

Ирина Моисеева: «Конкуренция на рынке АЗС будет еще жестче, а сервис — более персонализированным»

Сегодня сеть автозаправочных станций под названием «ОККО» входит в группу лидеров среди крупнейших операторов Украины этого сектора. Для обеспечения комфорта автолюбителей компания стремится предложить им максимальное количество дополнительных сервисов, среди которых и небольшие, но уютные магазинчики Тobi, где всегда можно купить необходимые в дорогу продукты. Руководитель розничной сети магазинов Тobi при заправках «ОККО» Ирина Моисеева рассказала о том, что являет собой АЗС-ритейл в Украине сегодня и что ждет его в будущем.

- Здравствуйте. Современная розница в Украине (супермаркеты, гипермаркеты и т.д.) начала формироваться относительно недавно, а ритейл на АЗС еще более молод. Какие факторы способствовали тому, что руководство сетей АЗС стало задумываться о создании дополнительного сервиса в виде магазинов?

- К созданию магазинов нас подтолкнул опыт других стран, потребность рынка (с ростом автомобилистов соответственно рос и спрос на дополнительные услуги в дороге). С расширением предложения интерес клиента к магазинам также увеличивался, ведь это очень удобно — иметь возможность (кроме непосредственно заправки автомобиля) перекусить в дороге, купить мороженое, воду, хот-дог или что-то другое.

- Какие главные тренды рынка магазинов возле АЗС Вы бы отметили в первую очередь?

- В последние годы большинство операторов рынка стали уделять магазину при АЗС больше внимания. Это, в частности, отражается в реконструкциях магазинов старых форматов, расширении предложения и сервисов для клиентов, появлении в ассортименте новых товаров. Также одной из тенденций является расширение зоны торговли сопутствующими товарами в сторону фаст-фуд корнеров/кафе и др.

- Магазины возле автозаправок «ОККО» работают под вывеской Tobi. Почему было выбрано именно такое название и кто проводил нейминг?

- Магазины получили свое название, чтобы выделиться из ряда других сервисов, предлагаемых на АЗС сети «ОККО». Идея заключалась в том, чтобы дать магазину короткое, но емкое название, отражающее наше стремление к высокому уровню сервиса и заботе о покупателе. Поэтому мы выбрали созвучное с украинским словом «Тобі» («для тебе»), написанное латиницей «Тobi».

- В чем заключаются ключевые преимущества и недостатки магазинов Tobi?

- Нам есть куда улучшаться и развиваться, мы находимся в постоянном поиске новых идей и предложений для клиентов. Основным преимуществом наших магазинов я считаю нашу команду — то есть персонал самих АЗС и главного офиса.За последнее время нам удалось добиться больших успехов, что в свою очередь отразилось на системности работы, оптимизации многих процессов и качестве предложения товаров клиенту. У нас появились товары, которых нет ни у кого из конкурентов. Наши товары — высокого качества, они дешевле на 15-20%, чем у лидеров рынка, а приобрести их можно как за деньги, так и за накопленные баллы на карточке «Фишка» (программа лояльности «ОККО» — All Retail). Кстати, считаю, что наша система лояльности — одна из самых интересных для клиентов. Кроме того, в наших магазинах появились продукты под собственными марками — например, вода и холодный чай «Тоби».

- Какое количество магазинов возле АЗС насчитывается сегодня в вашей сети? Во сколько вы оцениваете потенциал этого рынка?

- У нас более 380 магазинов. Темпы роста этого рынка напрямую зависят от состояния экономики в целом, состояния наших дорог, роста числа автомобилистов, количества часов, проводимых нашими клиентами за рулем и других факторов. В целом, считаю, что ритейлу при АЗС есть куда активно развиваться в ближайшие 4-5 лет.

- Кого Вы считаете своим главным конкурентом в розничной торговле возле АЗС?

- Здесь все зависит от места расположения комплекса. Стандартные конкуренты — это другие сети АЗС (не АЗС «ОККО»); в городах и райцентрах конкурентами магазину при АЗС могут также быть киоски, рынки, придомные магазинчики и прочее.

- Объекты Tobi действуют не только при АЗС, но и в качестве традиционных минимаркетов у дома. Какие дальнейшие Вашей компании планы по развитию этого бизнеса?

- Действительно, кроме магазинов при АЗС, во Львове и Виннице работают 46 наших магазинов у дома, при этом 3 из них - в формате минимаркета, а остальные — это традиционные объекты прилавочного типа. Эти магазины мы активно развиваем, многие уже успели оптимизировать и улучшить, но основные свершения еще впереди. Цель нашей команды — это уютные магазины у дома с высоким качеством обслуживания, оптимальным ассортиментом, а также интересными предложениями для покупателей.

- Какие товарные категории в магазинах Tobi (при АЗС) показали наилучшую динамику продаж в прошлом году?

- Это безалкогольные напитки, автотовары, non-food группа, кондитерские изделия.

- Каким должен быть современный магазин возле АЗС (в плане площади, ассортимента и т.д.), чтобы быть экономически успешным?

- Все зависит от региона и места локализации объекта — например, расположен он на трассе, в черте большого города или же в райцентре. Успешным может быть как магазин на 50 кв.м., так и на 90 кв.м., Но бывает и наоборот. Однозначно можно сказать, что современный магазин должен продавать только те товары, на которые есть спрос, а также чутко реагировать на пожелания клиентов, привлекать внимание постоянных потребителей новинками, обеспечивать уровень сервиса и скорость обслуживания, отвечающие ожиданиям своих клиентов.

- Что сдерживает еще более активное развитие рынка ритейла на АЗС в Украине?

- На данный момент, учитывая некую стагнацию топливного рынка в целом, именно это можно назвать основным сдерживающим фактором. Но в целом, ритейл при АЗС в Украине еще достаточно молод, в нем полно нереализованных идей, то есть нам есть куда расти и развиваться.

- Не рассматривали ли Вы вариант сотрудничества с какой-то профессиональной торговой сетью относительно развития магазинов возле Ваших АЗС?

- Такие идеи рассматривались, но пока потенциальных партнеров для совместного бизнеса мы не определили.

- Как вы считаете, в каком направлении будет двигаться бизнес магазинов при АЗС в ближайшие 5 лет?

- Магазины в целом выйдут на более высокий качественный уровень как по разнообразию ассортимента и предлагаемых в нем услуг, так и по мерчандайзингу; существенно расширится предложение готовой еды в дороге — будут развиваться фаст-фуды, кафе, гриль-бары и прочие сервисы. Можно предположить, что конкуренция станет жестче, а предложение клиентам станет все более персонализированным. Важнейшим фактором успеха станет также эффективная система лояльности, и тщательная работа с базой постоянных клиентов.

- Какие цели Вы ставите лично перед собой, работая в «Галнафтогазе»?

- Мне очень приятно работать в одной из наиболее динамичных и быстро развивающихся украинских компаний. Моя цель амбициозная, но реальная — это лучшие магазины в отрасли, а также лучшая команда профессионалов.

Поділитись