Зачем нефтяникам электрозаправки
29.10.2012

Зачем нефтяникам электрозаправки

Глобальный тренд – перевод транспорта на электричество – не обойдет Украину стороной, и времени на раскачку уже нет

В 2001 г., когда мы открыли во Львове первую заправку «ОККО» в формате автозаправочного комплекса – в современном дизайне, с магазином и дополнительными сервисами, многие говорили: «Зачем это нужно? Да за такие деньги можно построить 5 навесов с колонками и лить бензин». С тех пор прошло 10 лет, и мультифункциональные заправки стали лидерами на украинском топливном рынке, а объемы продаж сопутствующих товаров и услуг на АЗС выросли в разы. Время рассудило, кто был прав. Правота в бизнесе заключается в том, чтобы на шаг, хоть на полшага, опережать сложившиеся тенденции. Чтобы уметь разглядеть будущий мэйнстрим еще тогда, когда он только просачивается на рынок.

За год спрос на «е-мобили» вырос в 10 раз

29 октября мы открываем на АЗК «ОККО» в Киеве, по ул. Героев Сталинграда, 1-А, первый в Украине пункт подзарядки электромобилей. Этим зарядным устройством можно будет пользоваться бесплатно. Очевидно, у скептиков опять возникнет вопрос: «Зачем?». Ведь в Украине и электромобилей-то наберется, дай бог, пара десятков, и стоят такие «е-мобили» гораздо дороже обычных. Но мы не должны жить исключительно сегодняшним днем. Мир меняется очень быстро. Даже быстрее, чем нам может показаться на первый взгляд.

Зарубежная статистика убеждает: спрос на гибридные и электрические автомобили в мире постоянно растет. Скоро подобная техника перестанет быть редкостью и в Украине. Времени на раскачку нет. В 2011 г. в мире было продано  40 000 электромобилей, из них около 10 000 – в Европе. Спрос на «е-мобили» на европейском рынке, по данным исследовательской компании JATO Dynamics, увеличился в прошлом году почти в 10 раз. Такой популярности способствуют государственные преференции на покупку электромобилей или на их подзарядку, которые предоставляют автомобилистам те страны, где власти неравнодушны к проблеме уменьшения вредных выбросов в атмосферу.

В США, Японии, Китае промоцией электротранспорта занялись даже раньше. В Штатах еще в конце 90-х годов многие голливудские звезды считали престижным пересесть на электромобили. В Китае городской транспорт в последние годы массово переходит на электричество. Крупнейший и в Поднебесной, и в мире парк городских такси и автобусов на электричестве в китайском городе Шеньчжень насчитывает уже 2000 единиц. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2020 г. на каждые 100 млн проданных легковых авто будет приходиться 4,9 млн гибридов и 2 млн электромобилей.

Глобальный тренд не обойдет Украину стороной

Такова логика развития автотехники. Кроме того, постоянно растет экологическое сознание наших граждан. Мы видим это хотя бы по тому, что все больше клиентов АЗС выбирает топливо стандарта Евро-5, для которого характерен минимальный объем вредных выбросов в атмосферу. Хотя на внутреннем рынке есть продукт немного дешевле, но «грязный».

Бесплатная подзарядка для электромобилей на Героев Сталинграда – только первый камень в целую инфраструктуру, которую еще необходимо построить в Украине. Нет инфраструктуры – нет транспортных средств, нет транспортных средств – нет инфраструктуры. Надо как-то выходить из этого заколдованного круга. Мы не утверждаем, что сами сдвинем воз с мертвой точки. Тут нужна координация усилий всех сторон: автодилеров – топливных операторов – властей – владельцев транспорта.

Мы не предрекаем быстрого упадка рынку традиционных нефтепродуктов. Он остается для «ОККО» приоритетом. Но мы прогнозируем, что в обозримой перспективе ездить на электромобиле будет таким же обычным делом, как сейчас, например, на газовом топливе. Не так давно его еще называли альтернативным. Однако сегодня этот эпитет уже явно устарел.

 

Forbes

Поділитись